Главное меню
24 апреля 2018 / Мировоззренческий анализ клипового консультирования / Семинары в ИФ РАН
  • Цена:
    Бесплатно


24 апреля в 18.30 в Красном зале Института философии РАН (ул. Гончарная д.12, стр 1) состоится очередное заседание семинара «Философия и качество управления».

Докладчик: Президент "Клуба организационного развития" Василий Демьяненко.

Тема выступления: "Мировоззренческий анализ клипового консультирования".
 


Клиповый консалтинг

Темп работы руководителей в условиях растущей неопределенности и изменчивости предъявляет новые требования к консалтингу.

Классические подходы с системным обучением и длительными консалтинговыми проектами, не всегда способны ответить на новые вызовы.

Решением может быть клиповый подход к управлению бизнесом и предоставлению консалтинговых услуг.

В последние годы отмечаю рост спроса на кратковременные услуги в области управленческого консультирования [1]. Предприниматели, первые руководители, менеджеры среднего звена, HR-службы часто обращаются за краткой экспертной оценкой, однодневной сессией, проведением быстрых бизнес-семинаров, тренингов, коучингом на одну-две встречи. Поначалу такое положение дел вызывало во мне эмоциональное возмущение. Посудите сами, звонит потенциальный клиент и спрашивает, сколько длится бизнес-семинар «Движущие силы изменений». Получив ответ «Два дня», интересуется:

  • А могли бы за один день провести?
  • Я то смогу, но устроит ли вас результат?!
  • Хорошо, мы подумаем и перезвоним.

Перезванивает через два дня и говорит: «Руководство согласно сотрудничать, но только вы должны уложиться в четыре часа…».

Сталкиваясь с подобными ситуациями, я вспомнил детскую сказку о том, как к шапочнику пришел клиент и спросил, может ли тот пошить из его шкурки головной убор.

  • Почему нет, – ответил мастер.
  • А два из нее выйдет?
  • Конечно!

Заказчик обрадовался и подумал, что хорошо было бы сделать целых четыре шапки. Поинтересовался снова. Шапочник и в этот раз кивнул утвердительно. В итоге сошлись на том, что мастер из одного куска сделает восемь шапок. Когда же работа была готова, то шапки можно было натянуть только на нос…

В СМИ часто упоминают клиповое мышление, в основном с негативной окраской. Я подумал, что этот термин способен охарактеризовать и кратковременные консалтинговые услуги. Но моя оценка клипового консалтинга со временем изменилась.

Оказалось, что большинство клиентов, получивших быструю услугу, через какое-то время обращаются снова.

Например, новый исполнительный директор, приглашенный в компанию со стороны, обратился ко мне с вопросом о том, как быстро создать команду и при этом он не хотел, чтобы его новые подчиненные знали о сотрудничестве с консультантом. Подходя к четвертому десятку лет, этот руководитель был уже опытным управленцем. В течение трех часов чаепития мы соотносили желания и возможности в контексте беспокоившей его проблемы. На том и расстались.

Через три месяца он позвонил с вопросом о нюансах построения организационной структуры. А еще через полгода за поддержкой обратился один из его замов.

Образы, а не логика

Ученые, крупнейшие консалтинговые компании, руководители российского и зарубежного бизнеса выделяют отличительные характеристики современного общества и деловой среды [2]:

  • Нарастающая динамика событий, резкое развитие прикладных наук сокращают горизонты планирования.
  • Рост конкуренции предъявляет особые требования к управляющей системе, подталкивая ее к адаптивному развитию.
  • Взрывной прогресс в области высоких технологий повышает разнообразие получаемой информации.

В результате люди и в первую очередь руководители вынуждены:

  • Действовать в условиях неопределенности.
  • Работать в многозадачном режиме.
  • Обрабатывать информацию совместно.

Новые вызовы показывают, что привычные линейные подходы, построенные на логике или понятиях, не оправдывают себя. Если мы в состоянии описать процесс в виде последовательности действий или систему как элементы и связи между ними, значит, обработку информации, планирование и контроль можно доверить машинам – компьютерам, роботам.

А вот работа в условиях неопределенности, преодоление трудностей, у которых нет однозначного решения, является прерогативой руководителей. Человек должен разорвать привычную для него логическую цепочку, чтобы найти новое решение. И здесь на помощь приходит визуальное, образное мышление, позволяющее преодолеть ограничения понятийного подхода.

Последний требует точности определений и их логической стыковки. То есть отлично работает в механистических системах. Важность формализованных методов регулярного менеджмента, направленных на установление прозрачных причинно-следственных связей, никто не отменял. Так, регламентация бизнес-процессов позволяет повысить эффективность и соблюдать качество, но только до тех пор, пока она не сталкивается с незапланированными переменами внешней и внутренней социальной среды.

Поэтому в современном мире линейное причинно-следственное описание явлений уступает место многомерному взгляду на вещи. То есть руководители не стараются полностью описать систему элементов и связей между ними, а, целостно глядя на бизнес, уделяют внимание только тем точкам и граням, которые, по их мнению, представляют наибольший интерес на данный момент. Происходит мгновенное схватывание сути ситуации с опорой как на предыдущий опыт, так и на воображение.

Получая лоскутную информацию, человек легко запутается в ней, ведь между разрозненными понятиями невозможно увидеть связи. Но тот, кто погружен в рассматриваемую тему, каждый лоскуток, каждый образ соотносит с контекстом. Получается, чем лучше человек разбирается в контексте, чувствует его, переживает – тем более он способен понять, как привнесенные смыслы могут быть полезны в данной конкретной ситуации.

Такой способ образного фрагментированного восприятия реальности принято называть клиповым мышлением. Передача образов – это не передача логического знания от одного человека другому. Это восприятие смысла человеком через призму присущих только ему фильтров идентичности, ценностей, знаний, ситуации, в которой лично он находится. Когда люди рассматривают картину, каждый видит что-то свое.

Клиповое восприятие позволяет расширять опыт без непосредственного участия логического мышления, построенного на расширении знаний. Например, в процессе линейного обучения слушатель должен точно воспроизвести полученное знание. При образном обучении передается не чужая мысль, а смысл, который каждый трактует по-своему.

Мне не нужно хорошо, мне нужно во вторник

Название этой главы я позаимствовал у Генри Минцберга. В своем исследовании [3], растянувшемся на десятилетия, он обращает внимание на то, что популярная литература создает образ руководителя, у которого все организовано и находится под контролем. При этом, если посмотреть на практику управления, мы увидим, как планы менеджеров постоянно нарушаются, времени на анализ не остается, а бешеный темп событий вынуждает быстро действовать.


Продолжение статьи ...

90Просмотров

Контактные данные

  • Город:
    Москва
  • Телефон:
    -
  • Email:
  • Контактное лицо:
    Циомо Николай
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar