Главное меню

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОДРАМА И ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПСИХОДРАМЫ?

Только социодрама может придать точность и осмысленность любому движению души, ясность устремления и мотивации человека в самой основе.

Социодрама возвращает нас к реальной основе нашего общения – когда ещё не было такого акцента на индивиде – она даёт возможность проявиться не только различным «Я» («ты», «он», «она»), но и «Мы» («вы», «они»).


В социодраме нет априорного преимущества у тех или иных голосов в силу их внятности, конкретности или тех или иных социальных качеств (близости-дальности, гуманности-негуманности, яркости-бледности, зрелости-незрелости и пр.) – все они звучат одновременно и «неслиянно».

Она вообще выражает как сфокусированный, так и не сфокусированный на чем-либо или на ком-либо взгляд. Она не приспосабливается к тому, чтобы говорить что-то кому-то конкретно (в смысле передачи информации).

Главное преимущество социодрамы и её отличие от психодрамы в том, что социодрама выражает одновременно не одну, а две реальности (или больше, чем две) – реальности двух людей, двух групп или народов, которые, например, встречаются, открываются друг другу, взаимодействуют, создают области общей реальности.

Также как в психодраме, они звучат «неслиянно» (М. Бахтин), эти разные голоса, но в социодраме центр событий не сфокусирован (как это принято цивилизацией и культурой последних 3-4 веков, когда феномен индивидуального сознания стал частью общественной идеологии), а расфокусирован, то есть социодрама соединяет сразу несколько центров событий.

В истории мирового театра известен такой период, когда на площадях (балаган, карнавал) и в храмах (ученая драма) давались так называемые симультанные представления, где действия разворачивались сразу на нескольких площадках одновременно. Публика воспринимала и следила сразу за несколькими сценами и, как вы понимаете, реагировало очень бурно и спонтанно.

Важнейшим признаком социодрамы является путь фокусировки темы-проблемы-ситуации-события через погружение (естественно, весьма субъективное) в наиболее полное в реальность одного из субъектов, потом другого, но с опытом.

Пусть это кажется парадоксальным в наше время, в свете тех способов восприятия, которые предлагает современная эпоха: от общего к частному или обратно, так, как она смотрит глазами участников события – как их СО-бытия.


Социодрама имеет несколько необходимых обязательных признаков (качеств) отличающих ее от любой другой групповой деятельности:

1. У социодрамы нет сценария, она не может быть приведена к какому-то определённому сюжету, содержать какие-то обязательные роли, в социодраме не обязательны для исполнения аргументы типа «эта роль должна быть такой», «сюжет (действие) должен повернуть сюда», действие, сюжет, роль «должны быть направлены на это»

2. У социодрамы нет режиссёра, который влияет на исполнение той или иной роли в соответствии со своим замыслом и, репетируя, добивается нужного звучания, темпа, стиля, манеры игры, характера действия


3. Роли в социодраме всегда развиваются, взаимодействуя между собой (это отличает её от ролевой игры), и становятся более контролируемыми (управляемыми), чем раньше

4. В социодраме не может быть жесткого закрепления ролей за теми или иными исполнителями, каждый и каждая могут войти в роль и выйти по своему усмотрению и при этом не указывать, какую роль ему (ей) приходится играть в жизни (как исключение – по просьбе ведущего некоторое время в игре не менять роли). Любые связи с жизненными ролями открываются только добровольно.

5. В социодраме встречаются две и более реальности протагонистов (субъектов, индивидуальных или групповых, являющихся источниками играемой реальности). Другими словами в социодраме всегда не один источник играемой реальности (как в психодраме), а два (и более), то есть два протагониста.

6. Социодраматург обязательно способствует Встрече и соединению двух и более реальностей протагонистов в игре, а не просто проводит игру. Все инструменты и техники социодрамы должны быть использованы для этого – как ведущим, так и участниками. Встреча не должна пониматься как только примирение или как компромисс.

7. Социодрама – это метод действия, это Встреча в общем групповом действии, в игре и главное – это не рассказать, а показать. Социодрама – это соединение трёх необходимых элементов знаковой системы (семантической): имени (слова), смысла (значения) и реальности (игры). Это Встреча двух (и более) субъектов не только в словесной ситуации (встреча имён), не только в смысловой ситуации (встреча смыслов) и также не только встреча слов и смыслов (теоретическая встреча), но и встреча в совместном действии, в общей игре. Когда все эти три условия соединяются, то для субъектов социодрамы наступает действительная Встреча.

8. Социодрама не обязана стремиться ни к фактической достоверности, ни к идеальному, ни к тому, чтобы отразить «всё как есть». В ней не заложено стремление документальной истине, но заложено стремление к художественной правде.



9. Каждый участник обладает правом вето – правом потребовать прекращения развития действия в направлении, которое приносит ему боль. Всегда желательно, чтобы участник не доводил до полного отказа, а, наоборот, вносил в общее действие те повороты, добавления, акценты, которые не только обходят остро травмирующие ситуации, но способствует новому взгляду на них, новому решению коллизии.


10. В социодраме все участники должны соблюдать правило физической безопасности участников и ведущего, все прикосновения должны быть оговорены или заранее ограничены (смягчены). Игра не может изображать физического насилия, иначе как только по сознательному желанию участников, но и в этом случае необходимо соблюдать осторожность – как в физическом, так и в психологическом пространстве.

11. В социодраме каждый участник отвечает за собственную психологическую безопасность, но ведущий отвечает за моральную безопасность группы, следит за самочувствием всех «мы», воплощённых на сцене

12. Никто из участников не может присвоить себе права эксклюзивно выражать интересы каких-либо играемых групповых ролей (например, «Мы», равно как и «Вы», и «Они»). Никто не обладает правом на третьей фазе (фазе сохранения или консервации) закрепить за собой одним какую-то роль, тем более, используя для этого материал социодрамы. Вовремя сохранения результатов игры из ролей можно взять (или выбросить) все что угодно (мысли, чувства, опыт), но все роли должны быть сняты при выходе из игры в жизнь.

13. Никто в социодраме не может использовать игру для пропаганды и утверждения каких-либо ценностей. Сама по себе социодрама ценностно нейтральна и не направлена на поддержку какого-либо субъекта, на какое-либо состояние группы, заранее намеченное как цель. Социодраматург не может выступать в роли проповедника или священника для данной социодраматической группы здесь и сейчас.



14. Социодраматург имеет право провоцировать игру для её развития (для более ясного проявления ролей), но не имеет права оставить это недоигранным, неотрегированным в действии и уж, во всяком случае, на этапе сохранения (консервации), он обязан сам снять с себя все роли, в том числе и социодраматурга этой социодрамы, хотя и оставаться ведущим всего процесса до конца сохранения.


15. Социодраматург не имеет права драматизировать какую-либо ситуацию в жизни и делать социодраму, не заключив контракта с группой, не обозначив начало и конец, не указав четко границу между игрой и жизнью. Желательно, чтобы границы сцены были также четко обозначены – как пространственные, так и временные.

16. Социодраматическая игра должна содержать три обязательных фазы в своём развитии – разогрев, действие и сохранение (консервацию, создание «культурного консерва» игры). Процесс-анализ (4-я фаза) желателен, но не обязателен.

17. Никакое знание, в том числе и знание каждого из участников, о тех или иных событиях в жизни, принадлежность к жизненным ролям, характерные особенности жизни и просто факты не могут использоваться в социодраме иначе как элемент игры. Любая жизненная роль либо становится явной на сцене, либо никак не упоминается и не обсуждается. За это во многом (в особенности в аспекте их жизни) отвечают участники. Желательно все скрытое делать явным и доступным другим участникам и ведущему.

18. Событие в игре не может считаться фактическим, описания ролей, черты, качества не должны выноситься из игры и использоваться в жизни как фактическая информация. Никакой текст не может быть приведен вне игры без контекста. Лучшая форма вынесения содержания из игры – специальный репортаж с визуальными иллюстрациями или кейс-пьеса, передающая суть проблемы и представляющая основные роли, всех участников ситуации.

Все, что не отвечает хотя бы одному из этих обязательных требований, не может называться социодрамой.

(Роман Золотовицкий, директор Moreno-Institut Moskau-Heidelberg, основатель Школы организационной арттерапии, создатель Организационного театра и Театра отношений, соучредитель Морено-Фестиваля).

Продолжение следует...