Главное меню
Коммуникации как зеркало корпоративной культуры


Лоханов Юрий Владимирович

 

 

Сложившаяся в организации культура влияет на способы коммуникации, и наоборот, устоявшиеся и принятые способы коммуникации оказывают свое влияние на культуру.

Понятия.

Несмотря на то, что термины «организационная культура» и «корпоративная культура» зачастую используются в качестве синонимов, между ними существует понятийная разница. К различающим их критериям можно отнести, к примеру: природу возникновения культуры, механизм ее трансляции, механизм ее подкрепления.

Если организационная культура формируется, в основном, под влиянием внешней среды и основывается на ценностях персонала предприятия, то корпоративная культура чаще обосновывается внутренними целями предприятия, заданными руководством, и может находить свое выражение в формулировке кодекса корпоративной этики предприятия или других подобных документах.

В данной публикации значение культуры рассматривается шире, чем только корпоративная или только организационная, т.е. оно может включать в себя сочетание и влияние факторов организационной и корпоративной культур на рассматриваемые ситуации.

«Колесо коммуникации» - инструмент аналитики культуры через коммуникацию.

Корпоративная культура неразрывно связана с коммуникациями в организации. Сложившаяся в организации культура влияет на способы коммуникации, и наоборот, устоявшиеся и принятые способы коммуникации оказывают свое влияние на культуру. Более того, организационная культура проявляет себя именно через различные виды коммуникации, а корпоративная культура, направленная на корректировку или инициацию новых процессов, внешне проводит эти изменения через новые форматы коммуникации.


Если смотреть на компоненты культуры как на процессы коммуникации, значит, их можно попробовать проанализировать через призму выстроенной коммуникации – выделить этапы, рассмотреть, как они работают по отдельности и какой результат дают в целом.

Для этого предлагается использовать простой в применении инструмент «Колесо коммуникации». Схема 1.

Из схемы видно, что в процессе коммуникации участвуют две стороны - передающий субъект и принимающий объект.

Схема 1. Колесо коммуникации.


Продолжение в полном варианте статьи ...