Главное меню
Командообразование. Часть 1. Основы управления.


Верхоглазенко Владимир Николаевич

 

 

В данной статье автор осуществляет теоретическое выведение типов команд и системы ролей в команде.

Важнейший ресурс компании – персонал. Максимально эффективная единица человеческого ресурса – сплоченная команда профессионалов. ВВН

При всей популярности в последние годы темы «Командообразование» строгие концептуальные тексты по этой теме найти довольно непросто. И все же мы можем назвать целый ряд авторов, писавших по командной тематике: Р. Мэддакс, Р.М. Белбин, Л. Томпсон, Ч. Дж. Маргерисон, М. Геллерт и др.

Каждый из перечисленных авторов имеет, безусловно, свое мнение по вопросам командообразования. Однако при всем внешнем разнообразии взглядов перечисленных авторов, их объединяет одно: все введенные ими концептуальные положения о команде получены путем обобщения наблюдений и имеющегося опыта, т.е. эмпирическим путем.

Методы научного исследования применял в своих разработках только Р.М. Белбин. Однако и этот автор использовал научный подход лишь в форме статистической обработки данных, полученных в результате опытных наблюдений за групповым поведением участников деловых игр. Строгое теоретическое построение понятийно-коцептуальной модели команды Р.М. Белбин, к сожалению, также не осуществлял.

В данной статье автор осуществляет теоретическое выведение типов команд и системы ролей в команде. Теоретические положения данного подхода прошли практическую апробацию во множестве тренингах по повышению уровня командного сплочения, которые автор проводил с коллективами компаний-заказчиков.


Типы команд

Сначала введем наше понимание команды в деятельностных рамках : команда – объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности.

Общеизвестно, что управление любым объектом тем более эффективно, чем лучше управляющий понимает «внутреннюю» специфику, существенные особенности этого объекта (конечно, при прочих равных условиях). Из этого следует, что руководителю группы в своей работе необходимо иметь принципиальные ориентиры, отражающие особенности групп различных видов. Другими словами, нужна неслучайная типология групповых объединений участников деятельности. Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремина, например, выделяют следующие типы групп :

  • «Комбинат» - Все беспрекословно подчиняются своему руководителю-командиру. Основания для подчинения — страх лишиться места в группе и возможность остаться без работы.
     
  • «Кружок» - Строгое распределением полномочий. Деятельность регулируется правилами и процедурами, которые редко меняются. Источник влияния — статус. Функции и ответственность реализуются с почти автоматической точностью.
     
  • «Клика» - Сотрудники пассивны и абсолютно доверяют своему, как правило, харизматичному руководителю. Группа не имеет жесткой внутренней структуры. Группа, как правило, нестабильна, имеет размытые границы.
     
  • «Команда» - Открытость обсуждения, отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству.


 

Руководителю группы в своей работе необходимо иметь принципиальные ориентиры, отражающие особенности групп различных видов.



Данная типология групп позволяет различать некоторые особенности групп. Но есть два недостатка, по которым для нас она неприемлема.

Во-первых, эта типология – эмпирична, т.е. в ее основе нет единого критерия разделения группы на обозначенные типы.

Во-вторых, приведенные типы групповых образований не распределены по уровням развитости команды и, таким образом, не могут выступать в качестве подсказки в деле построения стратегии управления процессами сплочения группы.

С направленностью на устранение указанных недостатков автор, совместно с коллегами, построил собственную типологию групп . В ее основании был заложен принцип постепенного наращивания уровня развития группы от «рыхлой, проблемной группы» до «эффективной действующей сплоченной команды».

Каждая ступень в данной лестнице развития должна переводить группу на новый, качественно отличный от предыдущего уровень внутреннего устройства и существенно повышать степень внешней эффективности этой группы. Общая направленность повышения уровня дееспособности команды задается линией: «удовлетворение личных желаний» - «совместное решение задач» - «совместное решение проблем» (Схема 1).

Типология построена в диалектической логике, т.е. объект-группа осуществляет шаг развития, переходя через двойное отрицание в состояние «сплоченной команды».

Мы различаем следующие типы команд, качественно отличающихся друг от друга (Схема 2).


Подробнее в полном варианте статьи ...