Главное меню
Командообразование. Часть 2. Командные роли.


Верхоглазенко Владимир Николаевич

 

Эмпирическая типология дает некоторые ориентиры некоторые ориентиры в вопросе командных ролей,  но ... не может стать опорой для ролевого анализа командного взаимодействия.

Эмпирические типы групповых ролей.

Проще всего построить типологию командных ролей за счет некоторой структурации наблюдений за реальной жизнью команды. Такая эмпирическая типология дает некоторые ориентиры в вопросе командных ролей, но, не обладая теоретической твердостью и значеньевой определенностью типов, не может стать опорой для ролевого анализа командного взаимодействия. Перечислим некоторые , легко замечаемые в командной практике эмпирические типы.

Позитивные роли в команде.

Лидер - член группы, склонный и проявляющий активность в рамках фиксированной программы. Лидер либо индивидуализирует активное воздействие на достижение значимых целей по принципу "делай как я", либо проявляет активность в вовлечении партнеров в реализацию идеи, программы, проекта и т.п. и в их соорганизации (формирование "команды"). В различных фазах жизни команды «функцию» лидера могут временно «подхватывать» члены группы, реализующие такие типовые роли как «генератор идей», «знаток», «теоретик», «душа компании» и пр.

Генератор идей - член группы, склонный к творчеству и максимально эффективный при поиске нестандартных идей и решений «непроходимых» проблем.

Знаток (эрудит) - член группы, отличающийся хорошей памятью и знанием многих фактов в различных научно-предметных, философских и практических областях деятельности.


Практик (реалист) - член группы, хорошо осведомленный в практической стороне деятельности команды и, в связи с этим, реально оценивающий реализационный потенциал того или иного решения (проекта, программы и т.п.), вырабатываемого в группе.

Теоретик (интеллектуал-концептолог) - член группы, склонный к теоретическому конструированию абстрактных объектов и особо проявляющийся в группе как мастер построения концептуальных моделей, позволяющих анализировать и проектировать деятельность на принципиальном уровне.

Критик (проблематизатор) - член группы, ориентированный на поиск причин затруднений в деятельности команды и проявляющийся при возникновении в команде ситуаций неопределенностей, конфликтов проблем и т.п. посредством стимулирования активности команды в поиске деструктивных факторов.

Депроблематизатор (проектировщик) - член группы самоопределенный к решению задач и вставших перед командой проблем за счет активизации своего проектного потенциала с направленностью на конструктивное решение проблем.

Идеолог - член группы, в основании действий которого лежит фиксированные социокультурные ценности и идеология деятельности. Идеолог характеризуется ценностным самоопределением. Участвуя в групповых процессах, идеолог контролирует и корректирует учет ценностных оснований в групповых проектах и деятельности.

Душа компании (эмоциональный лидер) - член группы, пользующийся в команде общими симпатиями, активно создающий и поддерживающий позитивный психологический микроклимат в команде, особенно при возникновении проблемных ситуаций.


 

Позитивные роли в команде.



 

Негативные роли в команде.

Негативные роли в команде.

Козел отпущения - человек, ставший в силу личной предопределенности и/или каких-то обстоятельств объектом насмешек и потенциальным виновником неудач группы, а также причиной большинства возникающих групповых проблем.

Критик-деструктор (критикан) – человек, скептически настроенный и критикующий любые решения группы. В своей критике пользуется не культурно-мыслительными критериями, а индивидуальными предпочтениями в видении «плохого».

Аморальный тип – человек, осознанно или неосознанно нарушающий общепринятые, общекультурные моральные нормы поведения человека в коллективе. Крайний вариант – эпатаж аморального поведения, как демонстрация мнимой «свободы» от сложившихся предрассудков. Склонен к разрушению морально-психологического климата в группе.

Моралист – человек, видящий мир в «черно-белом» цвете и склонный к формальному контролю и коррекции других по их соответствию моральным правилам поведения. Во взаимодействии с членами группы, как правило, навязывает другим не только аморальное поведение, но безнравственные, «темные» мотивы поведения.

Всезнайка – человек, уверенный в том, что знает все обо всем. По лю¬бому вопросу имеет собственное мнение, которое непременно хочет высказать, поэтому всегда требует слова.

Болтун – человек, склонный к необузданному самовыражению в форме длинных монологов. «Болтун» часто без особых причин прерывает работу группы, вставляет неуместные, нередко - бестактные, заме¬чания.


Манипулятор – негативный лидер группы. В группе стремится «продавить» выгодное ему решения, не считаясь с этичностью средств («цель оправдывает средства»). Стремится, во что бы то ни стало, контро¬лировать ситуацию, навязывать свою волю даже по самым не¬значительным вопросам. Основная тенденция манипулятора: максимально влиять на события в группе в выгодную для себя сторону, при этом максимально избегая ответственности за результат. Поэтому манипулятор старается тайно воздействовать на членов группы, использую их уязвимые места.

Нытик (зануда-пессимист). Представитель этого психологического типа ви¬дит все только в черном цвете, говорит и думает только о не¬приятностях. Люди, которые выглядят очень бодрыми и до¬вольными жизнью, раздражают «нытика».

Одна из ключевых задач организатора группосплочения состоит в коррекции членов группы, реализующих негативные роли, в сторону позитивных ролей. Например,

  • «критик-дестуктор» - в  «конструктивный критик»;
  • «козел отпущения» - в «полноценный чен группы»;
  • «аморальный тип» - в «морально уравновешенный»;
  • «моралист» - в «идеолог»;
  • «всезнайка» - в «знаток» и т.д.

Следует заметить, что в практике группового взаимодействия не всегда можно полностью отождествить того или иного участника с одной типовой ролью. Поэтому приходится усложнять анализ, вводя синтетические роли. Например,

  • позитивные роли: «теоретик-критик», «лидер-генератор идей», «душа компании-практик» и т.п.
  • или (негативные роли): «всезнайка-болтун», «нытик-критикан», «манипулятор-козел отпущения» и т.п.

Еще более сложным является анализ противоречивых ролей членов группы, т.е. таких ролей, которые сочетают в себе и позитивный, и негативный моменты. Например, «критик-моралист», «знаток-болтун», «душа компании-аморальный тип» и т.п. Однако, несмотря на все сложности применения ролевой типологии в анализе внутригрупповых отношений, такой подход куда более эффективен, чем произвольный анализ нюансов отношений между конкретным Ивановым и Сидоровым, с погружением в детали, мало относящиеся к делу.


Продолжение в полном варианте статьи ...


 

 

Одна из ключевых задач организатора группосплочения состоит в коррекции членов группы, реализующих негативные роли, в сторону позитивных ролей.