Главное меню
Динамический поведенческий профиль роли «консультант по управлению» на основе концепции У. Марстона DISC
  • Категория:
  • Автор:
    Вахин А. А. , Сосновская А. А.
  • Просмотры:
    90
  • Обсуждения:
    1


Введение и постановка вопросов

Появление новых современных инструментов анализа и моделирования должностей, опирающихся на современные научные концепции, дает возможность различных экспериментов для развития понимания – что такое «профессиональная роль» (или «должность»).

При этом существует различие «профессии» и «профессиональной роли». Основным различительным признаком будет объем реальности (профессиональной деятельности), захватываемый описывающим ее понятием.

В этом смысле «профессия» равна сумме «профессиональных ролей», исполняемых в рамках одной трудовой деятельности с определенными условиями и границами.

При этом каждая профессия в представлениях окружающего социума обрастает различными толкованиями, отражаемыми в общественных стереотипах. Консультанты – весьма специфическая профессия, окутанная тайнами, мифами, стереотипами, анекдотами.

Самый распространенный стереотип: консультант представляет собой сочетание

  • высокой образованности,
  • методической оснащенности,
  • глубины понимания консультируемых ситуаций,
  • с доминирующими в поведении аналитичностью,
  • логической последовательностью,
  • неспешностью, взвешенностью суждений и шагов,
  • пониженной экспрессивностью (эмоциональной выразительностью).

А каков консультант вне стереотипов – можно ли ответить на этот вопрос?


Вахин Андрей Анатольевич
 

Cуществует различие «профессии» и «профессиональной роли».

«Профессия» равна сумме «профессиональных ролей», исполняемых в рамках одной трудовой деятельности с определенными условиями и границами. 



Сосновская Алена Александровна
 

Консультанты – весьма специфическая профессия, окутанная тайнами, мифами, стереотипами, анекдотами.

А каков консультант вне стереотипов – можно ли ответить на этот вопрос?

Данная работа стремится ответить на следующие вопросы:

Каким образом можно декомпозировать и изучить профессию консультанта с точки зрения самого процесса оказания консультационной услуги?

Как описать каждый из участков процесса оказания консультационной услуги в виде отдельной профессиональной роли в системе одинаковых поведенческих критериев? И какую систему описания лучше взять?

Существует ли единый универсальный и наиболее успешный поведенческий паттерн консультанта, или же процесс консалтинга требует многообразия таких паттернов с различными паттернами поведения?

Как связать наиболее распространенные стереотипные консультантские роли с точки зрения внешнего по отношению к профессии сообщества с методологически построенными поведенческими паттернами профессиональных ролей?

Возможно ли, и если да то как, проанализировав персональные поведенческие профили конкретных консультантов, дать рекомендации по их объединению в профессиональные проектные команды?

Как с помощью построенной модели профессионально-поведенческого профиля прогнозировать успешность различных консультантов на отдельных выбранных участках консультационного процесса?

В рамках данной работы мы выбрали модель, которая получила широкую известность и применение в мире практической организационной психологии – модель DISC, созданная американским ученым Уильямом Мултоном Марстоном.


 

1. Теоретико-методологические предпосылки и основания модели DISC

1.1. Декомпозиция профессии

Сегодня накоплен богатейший практический инструментарий декомпозиции профессий на составные части, позволяющий решать и научные, и прикладные задачи.

Условно такую декомпозицию можно изобразить в виде двунаправленного процесса, предполагающего хорошо связанные представления о деятельности (круге решаемых задач) конкретной должности и о характеристиках личности (свойствах индивида) через систему описывающих ее качеств, позволяющих наилучшим образом осуществлять выбранную деятельность (решать стоящие задачи).

Рис.1. Графическое представление декомпозиции и обобщенной модели должности


Другими словами можно сказать, что «должность предъявляет особые требования» к качествам человека (количественному набору и степени выраженности этих качеств) через призму получения максимального соответствия этих качеств кругу решаемых задач.

Ключевым моментом является именно соответствие качеств личности кругу решаемых задач.


1.2. Консультационный процесс и его декомпозиция

Как формируется «профиль профессиональных ролей консультанта»?


Продолжение в полном варианте статьи ...