Главное меню
Рекурсивное консультирование. Встреча с клиентом. Разбор демонстрационной работы.

ПОЯВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

  • Консалтинговая система пространственно сформировалась в момент, как консультант и клиент договорились и заняли специальные места друг против друга.

Консультант: В чем проблема? Что интересно? О чем говорить?

Клиент: Проблема очень проста. У меня управленческий запрос, как руководителя научно-исследовательской группы, как заместителя заведующего сектором и заместителя заведующего отделом комплексных проблем изучения человека РАН, ИФ РАН. Что мне делать как управленцу в ситуации реформирования РАН, которое сейчас начинает происходить. С одной стороны я являюсь руководителем пионерского направления, по нему мы до сих пор мировые приоритеты сохраняем…

Консультант: Это виртуалистика?

Клиент: Да, виртуалистика. И в институте многие заняты собой, а не нами. У нас каждый второй - это специалисты уникальные, они всю жизнь положили на то, чем они занимаются. Каждый из них во многом самодостаточен. Опять же можно сказать, мы тоже часто друг друга не читаем... У нас выходит 120 книг в год в Институте, 1400 статей. Если на 200 рабочих дней поделить, то мы должны будем читать по книжке в день чужой…

  • Одно дело управленческая, организационная проблема – как выжить в ситуации реформы. Другое дело экзистенциальная – «читают или не читают книжки» по виртуалистике коллеги по сообществу (хотя бы институтскому).
     
  • Во фразе «многие заняты собой, а не нами» можно разглядеть намек на детскую жалобу, хотя она и выглядит как сухая констатация факта.

Клиент: Я, конечно, понимаю… я должен найти границу системы, определить фигуру, только какую фигуру я должен на этом поле увидеть… Я все это понимаю. Я за системный подход. Я искренне говорю, что я растерян. Что мне сейчас в эпоху этих перемен делать?

  • Я ничего не говорил о том, что клиент что-то «должен», тем более, «как должен».

Консультант: Я услышал, что проблемы в РАН, и от этого у тебя проблемы?

  • Так, опираясь на «искренне говорю», я пытаюсь перевести разговор от общего (система, фигура, РАН) к частому, от риторики к личному опыту, к конкретной ситуации, может быть даже к какому-то определенному событию, случившемуся недавно.

Клиент: В том числе, да.

Консультант: Что значит, в том числе?

Клиент: Может не быть РАН, может не быть лаборатории, может не быть Института. Я не знаю, что делать. А наука - моя жизнь. И куда жизнь, и куда науку? Сидеть ждать? Идти на баррикады? Ходить на демонстрации?

  • Опять риторическая фигура, хотя в самой общей основе – «наука - моя жизнь» – и подлинная.

Консультант: А ходил?

  • Я подталкиваю к конкретизации. Моя задача от ситуации общей неопределенности перейти к конкретной проблеме и ее решению. Между тем, пока еще и базовая неопределенность не проявлена – она скрыта за бесконечностью риторических сентенций.


Продолжение в полном варианте статьи ...