Главное меню
Социальные сообщества как сложные системы / Технологические компоненты community building

Видео запись выступления Растянникова П. на проектном семинаре, организованном при содействии НГПК. Семинар состоялся 27 марта 2017 года.




Растянников Павел 

Организационный консультант,  по образованию социальный психолог. В своем выступлении расскажу об опыте, связанном с построением сообществ.

Первая часть выступления - концептуальная – о 4-х базовых понятия, которые являются определяющими для сообществ как сложных систем.

Вторая часть – рассказ в развернутом виде о технологических компонентах community building.
 

Растянников П. Презентация.  Социальные сообщества как сложные системы / Технологические компоненты community building
 




Введение – социальные тренды.

Социальный WEB – реструктурирование Интернета: от контента к людям. Общая тенденция Интернета - макро текст перестал работать как макро текст, а стал другой сущностью. Теперь оказывается, что  Интеренет представляет собой взаимодействие людей. В первую очередь Интернет надо рассматривать как социально-групповые процессы, а не как информационные процессы.

Второй тренд. Появились явления массового характера, которые не наблюдались раньше (сети, wiki, краудсорсинг). Эти проекты связаны с определенного рода продуктом.  Все эти массы, какими бы они огромными ни были, занимаются определенного рода объектными взаимодействиями друг с другом.

Появился третий момент – социальный потребитель. Он родил очень сильное последование между потребителями и фирмами, которые продают товары и услуги. Поведение социального потребителя:

  • Исследование продуктов перед покупкой
  • Участие в сообществах интересантов и фанов + Like-активность
  • Двусторонний диалог с брэндом
  • Самостоятельная активность по теме брэнда в своих микро- сообществах 

Теперь продавцам нельзя иметь дело только с отдельно взятым маленьким покупателем, они теперь должны принимать во внимание механизмы формирования в мозгу покупателя его общественного мнения. Потребитель стал социальный. И соответственно, бизнес стал выходить на работу с группами и сообществами. 

Пример. Социальный CRM.  Формируются определенного рода структуры, которые порождают коллективно разум по формированию новых продуктов, продуктовой линейки, формированию нового типа отношений между фирмой и потребителем и т.п.

Мультиинтерактивность пространства взаимодействия. 


Сетевой взгляд на социальные структуры 

Понятие социальные сети – это глубокий научный концепт. История сетевого подхода:

термин «социальная сеть»: Джон Барнс (John A. Barnes) в 1954 г. в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе»

Сетевой подход

  • Социология (Г. Зиммель, Э. Дюркгейм)
  • Социальная психология (Д. Морено, Т. Ньюкомб, С. Милгрэм, А. Бейвлас)
  • Социальная антропология (Дж. Барнз, Э. Ботт, К. Митчелл, А. Рэдклифф-Браун)

Анализ социальных сетей (Social network analysis)

  • Рональд Берт, Кэйтлин Карлей, Марк Грановеттер, Дэвид Кракхардт, Эдвард Лауманн, Анатоль Рапопорт, Барри Веллман, Дуглас Р. Уайт, Харрисон Уайт 

Сетевая концепция связана с тем, что люди, субъекты, представляются определенными узлами сети, а отношения между ними представляются ребрами сети, в результате мы видим определенного рода структуру некоторой сети.


Сетевой  подход имеет свои ограничения

Ограничение состоит в том, что ЧТО мы концептуализируем под узлом и ребром, то мы с вами и получим. И оказывается, что на одном и том же материале людской общности мы можем получить одни сети, если задумаемся об одном каком-то критерии, или другие сети, если задумаемся о другом. 

Т.е. сеть – это своего рода не сам по себе объект, а именно субъектно представленная вещь, концепция исследователя, ЧТО он в нее заложил, ТО он и получает в результате.


Масштабная инвариантность сети

В 1999 году Барабаши отметил явление, которое было связано не только с социальными сетями, а вообще с сетями в области биологии, сетевыми решениями в области физики и т.д. Появилось такое представление как масштабная  инвариантность сети.


Продолжение в полном варианте видео ...