Главное меню
Как бизнес школа может взаимодействовать с консалтингом?

Бизнес образование - это инфраструктурная часть бизнеса. Бизнес образование у нас ровно такое же, как наш бизнес. Есть ли достижения у российского бизнес образования? Чем может помочь бизнес школа консультантам? Какие существуют трудности и проблемы?
 


Филонович Сергей Ростиславович
 

История взаимодействия с государством.
 

  • В 1999 году благодаря усилиям российской ассоциации бизнес образования (РАБО) на российский рынок была введена степень MBA, она была признана государством, и в течении 13 лет выдавался государственный диплом MBA. Это имело смысл, несмотря на то, что противоречило общемировой практике, т.к. дало возможность распространить эту информацию.
     
  • В 2013 году был принят новый закон об образовании, и все программы дополнительного образования были лишены государственной аккредитации. И это тоже оказалось к счастью, потому что таким образом российские бизнес школы приблизились к международному стандарту, и теперь выдают дипломы собственного образца. Произошло перераспределение студентов между бизнес школами. Кто хотел учиться, стал более требовательно выбирать бизнес школу.
     
  • Есть ли достижения у российского бизнес образования?
     
    • Да, потому что оно существует, но до сих пор есть страшная нехватка квалифицированных преподавателей в области менеджмента, в области бизнес образования, и это ощущается на всех уровнях.
       
    • В рамках российского бизнес образования намечается мощная тенденция - это построение корпоративных университетов. Серьезные корпоративные университеты существуют, как минимум, в Росатоме, РЖД, самый знаменитый сейчас создан в Сбербанке. Они создают серьезную конкуренцию стандартным университетским бизнес школам.
       
    • Мы изменили некоторые программы, теперь больший фокус делаем на индивидуальную конкурентоспособность людей, потому что если организационная конкурентоспособность в значительной степени определяется тем, что происходит в среде, то индивидуальная конкурентоспособность существует всегда, и это внимание к личности человека привлекает людей на программы.
       
  • Как бизнес школа может взаимодействовать с консалтингом?
     
    • «Консультирование - это двусторонний процесс, включающий поиск, оказание и получение помощи». Роль клиента здесь исключительно важна, и отношения между клиентом и консультантом тоже важны. В чем я вижу проблемы консалтинга?
       
    • Первая проблема. Интеллектуальная услуга – это что: профессиональная деятельность или бесплатное удовольствие, которое можно получать от людей? Поговорил с умным человеком, он тебе дал какой-то совет, и за что здесь платить деньги? К сожалению, эта ситуация меняется очень медленно. В то же время вижу тенденцию появления новой формы дорогой интеллектуальной услуги – разговор с умным человеком.
       
    • Вторая проблема консалтинга в том, что многие люди просто не умеют получать помощь, в любом случае, даже не интеллектуальную. Считают, что можно воспользоваться советом частично, нарушается системность и т.д. Как воспитывать эту внутреннюю дисциплину, которая характерна для западного человека по природе своей, это тоже очень серьезная вещь.
       
    • Проблема системного и критического мышления, которая сейчас выходит на первое место. Возможная тенденция - дополнительное направление обучающего консалтинга, связанного с пропагандой критического мышления.
       
    • Еще один важный навык будущего – когнитивная гибкость. Это навык, который позволяет работать с парадоксами, работать сразу с несколькими объектами. Это то, что в турбулентном мире, при решении сложных проблем, действительно, должен стать очень важным навыком. Эти вопросы сейчас находятся на уровне изучения. Многое сделано в понимании формирования и изучении когнитивной гибкости у детей, и не очень много по поводу того, что можно сделать со взрослыми людьми.

Продолжение в полном варианте видео ...